Ответственность управляющей компании за оставление без рассмотрения обращений жильцов

В статье Обязанности управляющей компании многоквартирным домом мы отмечали, что, среди прочего, на управляющей компании лежит обязанность рассматривать поступающие к ней обращения и предоставлять информацию о своей деятельности и находящемся в ее управлении доме.

Данная обязанность закреплена в Жилищном кодексе Российской Федерации (ч. 3.1 статьи 145 ЖК РФ, ч. 11 ст. 161 ЖК РФ), Правилах осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 416 от 15.05.2013 г. Также в Уставе и внутренних документах управляющей организации, как правило, прописывается механизм рассмотрения обращений граждан, юридических лиц и государственных органов. Кроме непосредственной обязанности не отставлять обращение без рассмотрения, нормативно уставлены предельно допустимые сроки для направления ответа в зависимости от поставленного вопроса.

Известно, что обязанностям присущи не только права, но и ответственность за их неисполнение, а потому, пренебрежение обязанностью предоставить сведения из реестра собственников или рассмотреть поступившее обращение может повлечь за собой неблагоприятные для управляющей компании последствия.

В соответствии с разъяснениями Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 г. квалификация действий (бездействия) управляющей компании, выразившихся в невыполнении обязанности или нарушении порядка рассмотрения обращений граждан будет зависеть от существа такого заявления (обращения), а именно от того, связано оно с выполнением управляющей компанией лицензионных требований или с соблюдением иных требований по управлению многоквартирными домами.

Например, требование ч. 3.1 ст.45 ЖК РФ, согласно которому управляющая компания в течение пяти дней с момента получения обращения в письменной обязана предоставить собственнику реестр собственников помещений в многоквартирном доме, отнесено к лицензионным требованиям, а значит, его нарушение может образовывать объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – «Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований».

Если обращения и заявления граждан связаны с выполнением управляющей компанией других, нелицензионных, требований к управлению многоквартирным домом, и управляющая компания не рассматривает такие обращения или делает это с нарушениями, то она может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 7.23.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях- «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами». Данная статья предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Есть вопросы?

Напишите нам

* Заполните все поля

Ваша заявка успешно отправлена!

Нажимая кнопку отправить вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности